На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   
  
   

Биография:

Начало
Славянская серия
Путешествие в Европу
Рерих и Индия
Исторические пейзажи
Религия мира
Восточные мотивы

   


   

roerich
Николай Рерих

   

  


До 1914 года почти каждое лето Рерих посещал Европу: 1908 - Париж; 1909 - Лондон, Голландию, Рейнские города Германии; 1911 - опять Голландия и путешествие по Рейну; 1912 - вновь Париж. Что искал художник в этих путешествиях? Еще Гоголь заметил, что и сама по себе «хороша далекая дорога!». Но Рерих, словно предчувствуя угрозу уничтожения творений человеческого духа, накопленных в веках, стремится как можно глубже постичь и выразить в своих картинах характерные особенности русской и западной культур. Так, от картин языческих времен в эскизах декораций к драме Г. Ибсена Пер Гюнт и опере Р. Вагнера Валькирия до картин средневековья в эскизах декораций к Тристану и Изольде Вагнера и Принцессе Малэн М. Метерлинка Рерих создавал исторический образ западной культуры и быта. Так же как в эскизах декораций к Снегурочке Н.А. Римского-Корсакова и Весне Священной И.Ф. Стравинского, он воскресил жизнь языческих славян, а в живописных сюитах к операм Князь Игорь А.П. Бородина и Псковитянка Н.А. Римского-Корсакова - русское средневековье. Эти эскизы стали законченными произведениями, проникнутыми глубоким пониманием музыки. Рерих называл их музыкальным термином «сюиты», подобно его гениальному современнику, литовскому художнику и композитору Николаю Чюрленису (1875-1910). И в будущем работы одного цикла, уже не связанные с определенным музыкальным произведением, он называл так же. Живопись Рериха всегда тесно сопряжена с его музыкальными впечатлениями. Давно замечена ассоциативная зависимость между звуком и цветом. Рерих, можно сказать, обладал цветовым звукосозерцанием.
Французский художник Пюви де Шаванн, один из родоначальников символизма в живописи, оказавший влияние на раннего Рериха, говорил, что «истинная роль живописи — это одухотворение стен». Такая возможность исполнить «истинную роль» представилась Рериху в 1911 году в Талашкине, имении княгини М.К. Тенишевой под Смоленском. Одна из основательниц общества и журнала «Мир искусства», Тенишева в 1905 году организовала в своем имении школу и мастерскую изделий прикладного искусства наподобие Абрамцевских мастерских. Образцами для талашкинских мастеров служили предметы русского народного творчества. Рерих горячо приветствовал начинание Тенишевой и сделал для мастерской несколько эскизов мебели. Тенишева предложила Рериху расписать недавно построенный в Талашкине храм Святого Духа. Рерих давно тяготел к монументальной живописи. Его восхищали храмовые росписи Ярославля, он был очарован красочной декоративностью фресковой живописи Беноццо Гоццоли в Италии. Мастер не миновал и влияния русской иконы, живо отразившегося в его картинах Пещное действо (1907), Георгий Победоносец (1908), Книга голубиная (1911) и других. Работа в Талашкине давала ему возможность обобщить опыт изучения древней живописи. В 1912 году роспись была закончена, а в 1914 году по эскизу Рериха над входом храма была сделана мозаика с изображением Спаса.

Незадолго до начала Первой мировой войны в творчестве Рериха появляются новые символические сюжеты (Крик змия, Зарево, Короны, Дела человеческие, Вестник, Град обреченный и другие). Выраженные в них чувства тревоги были восприняты как пророческие. Горький назвал Рериха «великим интуитивистом». В эти годы Рерих все более погружается в свои самые сокровенные мечты, с юности волновавшие его воображение. Еще студентом он познакомился с В.В. Стасовым. Это знакомство определило многие будущие устремления и поиски художника. В труде Происхождение русских былин (1868) и последующих статьях и книгах критик развивал идею о «преемственности русской культуры и вообще европейской от азиатской». В беседах со Стасовым определялась для Рериха его научная задача - духовные связи России с Востоком, которую он надеялся когда-нибудь разрешить на нехоженых тропах Монголии и Тибета. Не меньшее влияние на художника оказали широко распространенные среди народов Востока и Запада легенды и сказания о таинственной стране, расположенной где-то в неприступных горах то ли Индии, то ли Тибета. Средневековые рыцари верили, что там находится чаша Грааля, высший символ рыцарского посвящения и служения. В Древней Руси с XII века путешествовали на Восток в поисках «земного рая». Даже находились свидетели, видевшие страну ослепительного света, спорившего с солнечным, о чем говорится в Послании новгородского епископа Василия тверскому епископу Федору. В XIV веке было распространено Сказание Зосимы о хождении к Брахманам, в котором рассказывается о том, как Зосима нашел на Востоке землю, где живут «в человецех тех старцы, подобии Сыну Божию». Позднее, в XVII веке, старообрядцы-раскольники назовут эту землю «Беловодьем» и не раз будут отправляться на ее поиск. Индийцы считали священную гору Меру центром мира и источником счастья, тибетцы и монголы страну бессмертия и высшей справедливости называли Шамбала. Рерих был поражен сходством народных преданий с предположениями Стасова. Художник начинает строить планы путешествия на Восток. Все более заманчивым становится «великий индийский путь», но события, связанные с Первой мировой войной, и состояние здоровья заставляют вместо юга ехать на север, в Финляндию, где художник с семьей поселяется в 1916 году.

Рерих всегда любил суровый Север за его нетронутую красоту, за его удаленность от промышленных городов. «Причудливы леса всякими деревьями. Цветочны травы. Глубоко сини волнистые дали. Всюду зеркала рек и озер. Бугры и холмы. Крутые, пологие, мшистые, каменистые. Камни стадами навалены. Всяких отливов. Мшистые ковры богато накинуты. Белые с зеленым, лиловые, красные, оранжевые, синие, черные с желтым...» Таков пейзаж и в картине Пантелеймон-целитель (1916).
В начале 1919 года Рерих с семьей выезжает в Стокгольм, куда был приглашен по делам русского отдела «Балтийской выставки», находившейся в Швеции с 1914 года. Среди экспонатов были картины Рериха, еще с 1905 года перемещавшиеся по разным городам Европы. Художник показывает свои работы в северных странах, откуда в 1920 году его путь лежит дальше, в Лондон, где открывается выставка его картин под названием «The Spells of Russia» («Очарование Россией»). Для дягилевских постановок в оперном театре «Ковент-Гарден» художник исполняет эскизы декораций к Князю Игорю. Создается сюита на индийские темы Сны Востока. В ноябре 1920 года Рерих переезжает в Соединенные Штаты Америки, где устраивает ряд выставок своих работ, пишет серии картин: Священная, Вестник, Сюита Океана.
Художник всюду ищет следы прошлого. Особое таинственное волнение он испытывает, наблюдая каньоны, расселины, пещеры в горах. В связи с легендами о племени, ушедшем под землю, о «чуди подземной», Рерих еще в Финляндии изучал неведомые подземные ходы. В 1921 году тот же интерес приводит Рериха в Санта-Фе, штат Нью-Мексика, где пишется картина Пещеры в скалах. Что стоит за этим миром безмолвия? Следы исчезнувшей цивилизации или загадочная жизнь, скрытая от любопытных глаз современников?
В Америке Рерих осуществляет давно зревшие в нем идеи по организации музеев, включающих в себя все виды искусств. По его инициативе в Чикаго открываются Международное общество художников, общество «Венец Мира», в Нью-Йорке - Институт объединенных искусств. Трехлетняя деятельность в Америке увенчалась осуществлением давно желанной возможности отправиться в путешествие по Азии. Весной 1923 года Рерих возвращается с семьей в Европу. Летом и в начале осени он путешествует по Италии и Швейцарии, а в ноябре из Марселя отплывает на корабле в Индию. Художник вспоминал стихи Александра Блока:

Встретив на горном тебя перевале,
Мой прояснившийся взор
Понял тосканские дымные дали
И очертания гор.

следующая страница...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа

"Деятельность Рериха была подвигом во имя развития мировой культуры. История XX века, пожалуй, не знает имени другого художника, который сделал бы так же много в этой области, как он". (Валентина Князева)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100