На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:            

Введение
Своим путем
У истоков
творчества

Мечты сбываются
В мире науки
Репин, Стасов...
полубоги
- 2
Великий учитель - 2
Искусство и
археология

Своим путем - 2
Поиски
продолжаются
- 2
Зрелось
На чужбине
Заключение

   


После окончания Академии художеств Рерих с увлечением продолжает работать над серией произведений «Начало Руси. Славяне». В 1899 году на академической выставке появилась картина «Сходятся старцы» (1898). Таинственна, тревожна изображенная сцена. Чуть брезжит рассвет. У священного дуба сходятся старцы, предводители родов, для решения каких-то важных, неотложных дел. В сумраке не видно лиц многих из них, но их сутулые спины, неторопливые жесты полны скрытого напряжения. Полыхает костер. Его свет вырывает из темноты идола, окруженного конскими черепами. Широкими, свободно положенными мазками лепятся фигуры людей, пейзаж, одна краска вплавляется в другую, создавая нарочитую незавершенность некоторых форм, неясность чтения отдельных деталей. Многое из-за такой манеры письма кажется в картине недосказанным, выраженным полунамеком. Это лишь усиливает общее впечатление тревоги и настороженности. В этой картине, так же как и в «Гонце», есть большое настроение, чувство старины, тонкое понимание эпохи. Но по мастерству исполнения она оказалась слабее предыдущей. Рерих впервые в своем творчестве обратился к многофигурной композиции и недостаточно умело справился с ней. Были погрешности в рисунке фигур. При всей красоте отдельных цветовых пятен темен был колорит. Однако новизна тематики, самобытность решения захватили современников, сгладили отдельные недостатки картины и вызвали в момент ее появления большие толки среди художников. Рериха горячо поздравляли с успехом В.Суриков и В.Васнецов. В.Верещагин называл картину «единственной, вещью выставки».
Следующее по времени произведение «Поход» (1899) более всего поразило критиков непривычной трактовкой темы, показом войны как тягостного вынужденного занятия для славян. На холсте не было ни стройных рядов, ни хорошо вооруженных воинов. По снежной холмистой равнине тянулась подавленная унылая толпа, вооруженная чем попало: деревянными щитами, кольями, топорами. Архитектор В.Свиньин писал М.Нестерову о картине: «Здесь видно совершенно новое понимание о походе. Это но тот поход, который имеет целью истребление ближнего...» В картине Рерих попытался избавиться от недостатков своего предыдущего произведения. Светлее стал колорит, спокойнее манера письма. Но по-прежнему были еще погрешности в рисунке. Несмотря на успех «Гонца», на широкие отклики в печати о последующих работах, первые самостоятельные шаги Рериха на художественном поприще были нелегкими. Сказалось неожиданно прерванное обучение в Академии художеств, недостаточная профессиональная подготовка. Стасов, встревоженный за будущее начинающего художника, пишет ему 5 мая 1899 года письмо, полное заботы о дальнейшей судьбе его таланта: «В разговоре со мною Репин сказал: «Р. способен, даровит, у него есть краска, тон, чувство колорита и известная поэтичность, но что ему мешает и грозит - это то, что он недоучка, и, кажется, не очень-то расположен из этого положения выйти. Он мало учился, он совсем плохо рисует и ему бы надо было не картины слишком незрелые писать, а засесть на 3-4 года в класс, да рисовать, да рисовать...» Таковы слова Репина. И хотя я и не художник... а думал всегда то же и Вам говорил...» Стасов на этом не успокаивается. 20 марта 1900 года он публикует в «Новостях» статью «Пять выставок», в которой вновь указывает на недостатки картин Рериха и настоятельно советует ему учиться. Внимательно следил за первыми выступлениями своего ученика и Куинджи. Как вспоминает сам Рерих, Куинджи «ругал» его за «Поход».

Весной 1900 года в Париже открылась Всемирная выставка с большим художественным отделом. Русское искусство широко и полно представляли произведения различных по своим устремлениям художников: Репина, Сурикова, Шишкина, В.Васнецова, Касаткина, Левитана, Серова, Нестерова, Рябушкина и многих других. Была здесь и картина Рериха «Сходятся старцы». Париж, «центр искусства», манил к себе возможностью знакомства с искусством разных стран, возможностью работать в художественных мастерских, и осенью 1900 года Рерих уезжает во Францию. В Париже он посещает музеи, выставки, художественные салоны, мастерские, знакомится с новейшими течениями искусства. Многое ему здесь нравится - произведения Бенара, Латуша, Л.Симона, Сегантини. Особенно сильное впечатление произвели на него работы Шов и де Шаванна с их мягким, красивым колоритом, упрощенностью форм, лаконизмом рисунка. Многое вызвало и отрицательную оценку. В письме к своей будущей жене художник отмечал: «...нынешние декадентские без содержания картины начинают надоедать». Но основным в Париже стала учеба. Следуя настоятельным советам своих старших товарищей о продолжении художественного образования, Рерих поступает в мастерскую Кормона, автора известных исторических картин. Рерих шел к Кормону «со страхом великим», ибо ему говорили, «что он человек прямой и ни перед каким резким суждением не останавливается». Однако отношения сразу же сложились самые искренние и сердечные. Еще в 1898 году Рерих писал в статье «Наши художественные дела» о художнике, уезжающем учиться за границу: «...бежит неведомо куда, окунается в чуждое ему море, не учится... а старается совсем перекроить себя на чужой лад, надеть платье с чужого плеча и, после целого ряда лет, возвращается обратно подстриженный, нивелированный, от своих отставший и к другим тощей бечевочкой привязанный». Среди многих иностранных художников, занимавшихся у Кормона и слепо подражавших всему «западному», Рерих при первом же знакомстве поразил мастера глубоко национальным характером творчества, готовностью разумно совершенствовать свой талант. «Оригинально! Характерно! Курьезно! Хорошо идет!..- восклицал Кормон, просматривая вместе с окружавшими его учениками работы Рериха. - Он чувствует характер страны своей! У него особая точка Зрения». А при прощании Кормон говорил Рериху: «Не правда ли, в Вас много своеобразного... и Вы должны сохранить это. Работайте и приносите мне по воскресеньям».

Под руководством Кормона Рерих очень много работает. Кормон бережно относился к таланту своего ученика, всячески охраняя его самобытность. Будучи сам великолепным рисовальщиком, он многое дал ему в области рисунка. Натурные рисунки Рериха этого периода-«Человек с рогом», «Натурщик», «Черепа», «Идолы» и другие - сделаны уверенной, профессиональной рукой. Они исполнены в манере, которая отныне становится характерной для художника - в них свободная, обобщенная линия, четкий, исключающий дробную детализацию контур. Наряду с выполнением этих штудий Рерих продолжает работать над серией «Начало Руси. Славяне» и создает такие замечательные картины, как «Идолы» (1901) и «Заморские гости» (1901).

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа

"Помни о Севере. Если кто-нибудь тебе скажет, что Север мрачен и беден, то знай, что Севера он не знает. Ту радость, и бодрость, и силу, какую дает Север, вряд ли можно найти в других местах. Но подойди к Северу без предубеждения. Где найдешь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуночных восходов? Такое чудо северных сияний?" (Н.К.Рерих)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100