На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:            

Введение
Своим путем
У истоков
творчества

Мечты сбываются
В мире науки
Репин, Стасов...
полубоги
- 2
Великий учитель - 2
Искусство и
археология

Своим путем - 2
Поиски
продолжаются
- 2
Зрелось
На чужбине
Заключение

   


Успех «Гонца» окончательно укрепил Желание Рериха посвятить себя искусству. Однако после окончания Академии художеств его по-прежнему волнуют и вопросы науки. В 1898-1899 годах Рерих в качестве внештатного преподавателя прочитал в Археологическом институте курс лекций по предмету «Художественная техника в применении к археологии». В вводной лекции «Искусство и археология» им была поднята совершенно новая для русской и западноевропейской эстетики проблема об отношении искусства к археологии.
Рассмотрению новой категории в лекции предшествовала постановка основного теоретического вопроса о связи науки и искусства, то есть вопроса, который всегда вызывал и вызывает ожесточенные споры между художниками враждующих лагерей: сторонниками реализма и защитниками так называемого «искусства для искусства». Рерих обращается к истории и приводит классические примеры гениев человечества Леонардо да Винчи и Микеланджело, которые органически сочетали в своем творчестве различные области познания. Из современных мыслителей он останавливается прежде всего на взглядах Л.Толстого, высказанных в статье «Что такое искусство?». «Наука и искусство,- цитирует Рерих,- также тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать». Положение о взаимосвязи между наукой и искусством в лекции подкрепляется и высказываниями английского критика Джона Рёскина.
Выдвинув этот вопрос, Рерих переходит к специальной теме о связи искусства с археологией. Он ищет точки их возможного соприкосновения и приходит к выводу, что в успехах археологии - залог дальнейшего развития исторической живописи.
Рерих, прежде всего, указывает на возможность расширения тематики исторического жанра, на необходимость создания картин жизни родины в далекие времена. Он пишет об увлекательности этой работы и призывает художников к углубленному изучению нового материала, ставшего достоянием науки. «При современном реальном направлении искусства...- читаем в лекции,- значение археологии для исторического изображения растет с каждой минутой. Для того, чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху; для этого же художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь».

Рерих утверждает также, что художники, обратившиеся к изучению нового для них материала, окажут, со своей стороны, неоценимую помощь науке, так как силой знания и художественного воображения можно воссоздавать общие картины жизни прошлого, чего не сделает археолог, ограничивающийся изучением отдельных деталей. Позже Николай Константинович значительно разовьет и обогатит это положение. Неоднократно он будет писать о том, что наша старая культура не так бедна, как хотели представить ее «западники», что произведения мастеров Древней Руси не уступают памятникам искусства других, народов и что это призваны показать прежде всего художники, пришедшие на помощь ученым. Рерих указывает на обширный круг материалов, которые должны интересовать художника: археологические находки, летописи, фольклор, памятники прикладного искусства, древние росписи, архитектура. Он пишет о том, что к этим первоисточникам нужно подходить не только с научной точки зрения, но и с художественной, ибо только это даст возможность показать истинные картины лика Древней Руси. Рерих при этом видит четкую грань между искусством и наукой и подчеркивает, что задача живописцев - не иллюстрирование новых исторических тем, а создание высокохудожественных произведений.
В лекции Рерих отмечает серьезные завоевания русской исторической живописи на путях овладения новым материалом, проникновения в далекие эпохи. Не в пример академическому искусству, пишет он, «в художественных изображениях психология отдельных характеров заменяется изображением жизни более сложных организмов, как: толпа, государство, человечество. Теперь изображения острого, определенного события сменяются изображениями культурной жизни известного периода в ее наиболее типичных проявлениях». Правда, этот тезис им не раскрыт, но нетрудно догадаться, что речь идет прежде всего о В.Шварце, В.Сурикове, В.Васнецове. Рерих горячо ратует за дальнейшее развитие традиций этого искусства и призывает художников шире изучать исторический материал, искать свои идеалы также в периодах, ставших достоянием археологии.
Глубоко патриотически звучат слова художника в конце лекции о высоком назначении исторической живописи в жизни народа: «Если наши художники в достаточной степени придут навстречу ученым, то недалеко то время, когда будут созидаться подобные типичные изображения древней жизни, значительные для науки, не проходящие бесследно для глубочайших тайников души... Незачем подчеркивать, какое огромное значение имеют такие произведения на развитие национального самопознания...»
Эта лекция до публикации была прочитана Стасову и получила высокую оценку с его стороны. Она подвела итог первым самостоятельным поискам молодого художника в области археологии и искусства и стала для него своеобразной творческой программой на будущее.

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа


  Рекомендуем посетить сайты:

  » 

"Рериха можно сравнить с гигантским деревом, пустившим корни глубоко в одном месте, а свои великолепные ветви раскинувшим широко кругом - по всему миру. Из всех современных народов русские имеют, быть может, самых величайших гениев искусства, и если есть какой-либо великий Ренессанс искусства, в глубоком значении Парфенона, то выявление его выпало на долю России. Русскость Рериха не случайна и соединена с его непрерывным маршем по всему миру". (Барнет Д.Конлан)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100