На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:            

Введение
Своим путем
У истоков
творчества

Мечты сбываются
В мире науки
Репин, Стасов...
полубоги
- 2
Великий учитель - 2
Искусство и
археология

Своим путем - 2
Поиски
продолжаются
- 2
Зрелось
На чужбине
Заключение

   


Рерих поставил перед собой грандиозную задачу изучения древнерусской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, в глухих, отдаленных селах и деревнях терпеливо разыскивал старинные костюмы, предметы прикладного искусства, с увлечением слушал сказки, песни, восхищался танцами. И во всем этом видел подлинную красоту народную, «его дива дивные, веками им взлелеянные».
Во время поездки перед Николаем Константиновичем открылось величественное зрелище многообразных, неповторимых по своим формам памятников отечественной старины. В северных районах он видит отличающиеся простотой планировки, сдержанностью декора постройки псковского Кремля и Печерского монастыря. Сказочно нарядным, богато украшенным, «цветастым» предстал перед ним ростовский Кремль. Его сменил белокаменный, орнаментированный изящной резьбой Димитриевский собор во Владимире, иллюзорно легкая, прекрасно гармонирующая с окружающим пейзажем церковь Покрова на Нерли. Па высоких холмах, над Днепром возвышались неприступные могучие стены смоленского Кремля, возведенные еще при Борисе Годунове. В Ярославле Рерих изучает роспись храма Иоанна Предтечи в Толчкове, занявшую видное место в монументальной живописи. Иной мир встретил художника в западных городах - Риге, Вильне, Митаве: готические соборы с островерхими шпилями, старинные замки с тяжелыми крепостными башнями.
Каждый город открывал перед Рерихом свои сокровища, каждый памятник по своей исторической значимости был достоин воспроизведения. Рерих полностью отказывается в это время от стилизации. Его широкий, уверенный мазок красиво, выразительно точно передаст характернейшие черты различных архитектурных сооружений. Он пишет их с тонким пониманием конструктивной основы, особенностей стиля эпохи, своеобразной исторической красоты. Рерихом была создана большая живописная серия, насчитывающая около 90 произведений. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества, воспето самое ценное и дорогое, что составляет гордость русского искусства. «Пантеоном нашей былой Славы», «Росскими Елисейскими Полями» назвал эти этюды один из биографов художника.
Работа над архитектурной серией была необычайно увлекательной и плодотворной для Рериха. Она углубила его понимание истории древней Руси, ввела в новые эпохи, дала богатейший материал для творчества.
Зимой 1904 года все этюды были собраны на отдельной выставке в Школе Общества поощрения художеств под названием «Памятники русской старины». Правительство выразило пожелание приобрести их для Русского музея. Однако началась война с Японией, и окончательное решение вопроса затянулось.
Дальнейшая судьба этих уникальных работ сложилась трагически. В 1904 году в Америке, в Сен-Луи, открылась Всемирная выставка с большим отделом русского искусства, где было представлено около 800 произведений, среди них картины Репина, Врубеля, Борисова-Мусатова, В.Маковского и других мастеров. Рерих дал на выставку 75 работ: частично переписанную картину «Сходятся старцы» и архитектурные этюды. После закрытия выставки некий Э.Гринбальд задумал показать произведения русских мастеров в одном из городов Америки. Но дела Гринбальда шли плохо. Он не смог вовремя заплатить какую-то пошлину, и весь Русский отдел был продан врозь с аукциона. Картины разошлись по неизвестным собраниям. Потерянной для России оказалась и ценнейшая серия произведений Рериха.

На 1903-1904 годы приходится еще одно новое, необычное для художника начинание.
Недалеко от Смоленска в имении Талашкино известная меценатка и художница М.Тенишева организовала большую художественную артель, задачей которой было возрождение русского прикладного искусства во всех его формах, начиная с архитектурного убранства дома, кончая мелкими поделками бытовой утвари. В начале 1900-х годов, когда знаменитое Абрамцево постепенно теряло свое значение, Талашкино становилось новым очагом русской художественной жизни. Здесь, так же как и в Абрамцеве, было открыто несколько мастерских: резная, столярная, красильная, рукодельная, мастерская для работы эмалью по меди. В них местные мастера-крестьяне изготовляли по заданным моделям всевозможные предметы. Вместе с ними работали крупные художники. По рисункам С. Малютина были построены изба «Теремок» и театр. Сплошь украшенные причудливой резьбой по дереву, яркой росписью, они стояли в окружении белых березок и елей как ожившие видения старинной народной сказки. Врубель и Головин расписывали балалайки. Много творческой фантазии вкладывали в свои работы Тенишева и молодые начинающие художники из крестьян. В основе каждого произведения, создаваемого здесь, лежало изучение народного искусства, стремление возродить его лучшие традиции. К первым энтузиастам, зачинателям Талашкина, присоединяется и Рерих. Он задумывает полностью оформить интерьер отдельной комнаты. Ее стены должны были украшать три декоративных фриза на тему «Север. Охота». Но рисункам Рериха в мастерских были созданы диван, стол, кресло, книжный шкаф, скатерть, декорированные в соответствии с общим замыслом стилизованными северными мотивами. В Талашкиие Рерих впервые соприкоснулся с работой в области прикладного искусства, которая велась там в широких масштабах. Это дало ему богатейший материал для будущей педагогической и творческой практики. Так многообразны и плодотворны были устремления Рериха в ранний период творчества. Чрезвычайный интерес к родной истории, ко всему народному, национальному, который зародился у него еще в детстве и окреп в годы учебы под влиянием В.Стасова, А.Спицина и других замечательных деятелей русской культуры, неуклонно вел его к расширению знаний, к поискам новых, неизвестных ему материалов. В этих поисках, в изучении различных первоисточников отечественной старины он вырос в интересного, самобытного художника. В своих произведениях раннего периода Рерих развернул новый, бывший до него мало известным в искусстве мир славянской Руси с ее общим укладом жизни, природой, раскрыл в яркой образной форме свое понимание древней эпохи. Персонажи этих картин - сам народ: мудрейшие старцы племени и рода, труженики, воины. Они живут активной общественной жизнью и сами решают свою судьбу: совещаются, отважно прокладывают водные пути, дружно строят города и жилища, мужественно обороняются. В архитектурных этюдах художник запечатлел первоклассные памятники русского зодчества, созданные тем же народом в далекие времена. Гордостью за наше прошлое, горячей любовью к трудолюбивым, отважным зачинателям Руси, к русскому народу пронизаны эти глубоко национальные произведения. В каждом из них так много всем нам близкого, родного до последней мелочи. Каждое из них создавалось Рерихом на основе большого знания русской истории, памятников старины, народного искусства, развития лучших традиций русской культуры.

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа

"Если бы каждый из нас, хотя бы на час, почувствовал, что ему делать нечего и мыслить не о чем, то ведь это уже был бы час умирания. В делании, в творении, в работе мысли Вы и остаетесь молодыми, и Вас хватит на все полезное." (Н.К.Рерих)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100