На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:            

Введение
Своим путем
У истоков
творчества

Мечты сбываются
В мире науки
Репин, Стасов...
полубоги
- 2
Великий учитель - 2
Искусство и
археология

Своим путем - 2
Поиски
продолжаются
- 2
Зрелось
На чужбине
Заключение

   


Еще более значительными были успехи Рериха в Академии художеств. Отвоевав право стать художником, он всю страсть своей души, все свои помыслы и знания отдает искусству.
С первых же дней учебы в Академии Рерих помимо общих классных заданий пробует самостоятельно работать над историческими композициями, ставя перед собой ясную цель - «пролитие света, иллюстрацию родной истории». Неоднократно обращается он к широко известным темам и делает эскизы. Тут и «Плач Ярославны» (1893), и «Святополк окаянный» (1893), и образы, навеянные творчеством В.Васнецова - «Иван царевич наезжает на убогую избушку» (1894), «Вечер богатырства Киевского» (1895),-и картон «Садко у морского царя» (1895), зародившийся под впечатлением музыки Н.Римского-Корсакова.
В 1895 году началась работа по подготовке иллюстраций к первому сборнику литературных произведений студентов Университета, выпущенному в свет в следующем году. Рерих исполнил 24 иллюстрации к сборнику, обложку, оглавление. Большая часть иллюстраций - пейзажи. Рерих еще крайне несамостоятелен в этом жанре. Он идет не столько от натуры и собственного видения природы, сколько от существующих уже в искусстве образов. Один из листов невольно ассоциируется с украинскими ночами Куинджи, другие вызывают в памяти пейзажные заставки журналов тех лет. И это вполне понятно. Начинающему художнику необходимо было пройти через восприятие существующих традиций, сложившихся образов, чтобы найти свое. В этом же сборнике были воспроизведены и ранее исполненные работы: рисунок «Воевода» и две композиции маслом - «В греках» и «Иван царевич наезжает на убогую избушку». Студентам поколения Рериха пришлось ознакомиться с двумя эпохами жизни Академии. В классах рисования с гипсовых голов и фигур Рерих начал учиться у старых академических профессоров - Н.Лаверецкого, И.Пожалостина, Г.Залемана, П.Чистякова. Но не им суждено было стать руководителями начинающего художника, не им он нес на суд свои ранние работы.
Академия художеств в этот период переживала тяжелый кризис. По-прежнему в ней культивировались старые методы преподавания, по-прежнему студенты вынуждены были разрабатывать евангельские и библейские сюжеты. Все живое, передовое, что несли с собой художники-передвижники, не доходило до ее стен. Догматизм сковывал учеников, не давал им идти в ногу со временем. Академией были недовольны все: и художники и ученики. Нещадно громил ее в печати Стасов. Академия настолько отстала от современного уровня развития искусства, что сама была вынуждена пойти на уступки и сделать решительный шаг для спасения своего престижа. По новому уставу 1893 года руководящее положение в ней заняли крупнейшие художники Товарищества передвижных художественных выставок. И.Репин возглавил мастерскую исторической живописи, В.Маковский - жанровой живописи, А.Кившенко - батальную, А.Куинджи - пейзажную. В состав действительных членов Академии, помимо этих художников, вошли также В.Суриков, В.Васнецов, В.Поленов, скульпторы В.Беклемишев, М.Антокольский и другие. Эти мастера принесли с собой лучшие заветы идейного демократического искусства: требование народности содержания, национальности, реализма. Их приход означал для студентов возможность свободно работать над актуальными темами, овладевать реалистическим мастерством, развивать свои индивидуальные склонности.
Большие перспективы открывались перед студентами, которые решили посвятить себя исторической живописи. В Академии художеств историческая живопись всегда занимала ведущее место. Однако и в конце XIX века в силу установившейся традиции в понятие этого жанра здесь по-прежнему включались произведения на мифологические, евангельские и библейские сюжеты. В тех же случаях, когда художники обращались к историческим темам, они не ставили перед собой задач глубокого изучения интересующей их эпохи вскрытия социального смысла изображаемого и шли по линии идеализации и внешнего описания событий. Эта живопись была далека от того, что определяло уровень достижений мастеров, творивших вопреки официальному академическому направлению искусства.

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа

"Помни о Севере. Если кто-нибудь тебе скажет, что Север мрачен и беден, то знай, что Севера он не знает. Ту радость, и бодрость, и силу, какую дает Север, вряд ли можно найти в других местах. Но подойди к Северу без предубеждения. Где найдешь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуночных восходов? Такое чудо северных сияний?" (Н.К.Рерих)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100