На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

  
   

Содержание книги:            

Введение
Своим путем
У истоков
творчества

Мечты сбываются
В мире науки
Репин, Стасов...
полубоги
- 2
Великий учитель - 2
Искусство и
археология

Своим путем - 2
Поиски
продолжаются
- 2
Зрелось
На чужбине
Заключение

   


Еще до отъезда за границу воображение художника волновали идолы - деревянные изображения древних языческих божеств. Он увидел их у Стасова и одного из них получил в подарок. Эти идолы невольно связались в его представлении с лесными курганами бывшего Царскосельского уезда, при раскопках которых ему удавалось обнаружить только обильный уголь и золу. Про эти места Рерих неоднократно слышал в народе смутные предания о том, что здесь «что-то было», что сюда в далекие времена приходили молиться. Эти народные предания, виды холмов, знание древних языческих обычаев, археологического материала навели на мысль о создании картины «Идолы».
В центре картины - высокий холм. Яркой синей лентой извивается вокруг него быстрая речка с плывущими по ней краснопарусными ладьями. Спуски к реке крутые, неприступные. На этом холме, защищенном со всех сторон самой природой,- древнее языческое капище, место, где люди собирались молиться и приносили жертвы богам. Посреди капища возвышается самый большой идол, главное языческое божество; вокруг него - более мелкие. Они украшены яркими затейливыми орнаментами и резьбой. Пришедший сюда могучий седовласый старец пытливо, озабоченно смотрит вдаль. Священное место окружено плотным частоколом из бревен. Концы бревен обтесаны. На них черепа животных, принесенных богам в жертву. Великолепно найденная кольцевая композиция, строгий ритм вертикалей, выисканность силуэтов, четкость обобщающей линии рисунка дают произведению единое монолитное звучание. Этому вторит и певучий сдержанный колорит, построенный на сопоставлении больших цветовых планов: темной земли и частокола, белой холщовой рубашки и черепов, сини реки, ярких орнаментов идолов и красных парусов. Картина производит удивительно сильное впечатление. Воедино сливаются в ней образ могучего славянина, величавое спокойствие природы, своеобразная красота капища. «Эскиз к идолам меня радует - он сильный, яркий, в нем ни драмы, ни сентиментальности, а есть здоровое языческое настроение»,- писал художник о своем детище в процессе работы.
В «Идолах» получили успешное разрешение задачи, к которым Рерих так упорно стремился, - работа в области композиции, рисунка, цвета. Особенно сложными оказались для него цветовые поиски. Облюбовав отдаленную, почти полумифическую старину, Рерих на основе научных гипотез, знания единичных предметов и их фрагментов взялся силой воображения воссоздавать исчезнувший, погребенный веками мир - мир чувств, событий, форм, красок. Это была необычайно трудная задача, и ее решение пришло не сразу. В своих ранних работах «Гонец», «Сходятся старцы», где действие происходит ночью, он осуществил только часть этой задачи - передал исторические сцены, переживания людей, общие очертания древних форм. Но Рерих представлял себе славянскую Русь необычайно яркой, красочной, «берендеевской» и мечтал со временем показать ее такой на своих полотнах. Уже в более раннем произведении, также исполненном за границей в 1900 году, - «Красные паруса» («Поход Владимира на Корсунь») - была сделана первая робкая попытка подобного решения. В «Идолах» - новый значительный шаг на пути к овладению цветом. В Париже было выполнено два варианта картины: один сдержанный, мягкий в тоне, другой более интенсивный. Красота, яркость, звучность языческой Руси раскрылись в полную силу в картине «Заморские гости». Глубока, по-весеннему студена подернутая рябью синь реки. Весело плывут по ней нарядные расписные ладьи с пестрыми парусами. Вдоль бортов повешены красные, зеленые, желтые, синие щиты. Лихо поднялись носовые части, завершающиеся головами драконов. Их яркая раскраска горит на солнце. Низко над водой реют ослепительно белые чайки. Длинным рядом идут ладьи. На первой у борта - два воина. С интересом смотрят они на незнакомые славянские берега, на маленький укрепленный городок на холме. Далек и опасен путь варягов. По «великому водному пути» плывут они в Царьград на торг или службу. Свежестью, радостью, праздничностью чарует эта картина. Она переносит в древний, овеянный красотой и романтикой мир сильных, смелых людей, воскрешает в памяти многие любимые сказки детства. Высокопоэтический строй картины, ее красочная нарядность вытекают из необычной трактовки исторической темы, новой стилизованной манеры письма, к которой художник впервые обратился в своем творчестве.
В каждом из нас с ранних лет живет особое знание старины, которое складывается в свете народных сказок, легенд, памятников древней литературы и искусства. Несмотря на элементы художественного вымысла в них, они дают нам общее, истинное в основе своей представление о далекой эпохе.

Рерих, работая над «Заморскими гостями», обратился к русскому народному искусству, к тому неисчерпаемому источнику творчества, который был ему подсказан произведениями В. Васнецова и на который его усиленно направлял Стасов. В основе картины лежит не только исторический факт, знание материальной культуры, но и очень тонкая, искусная интерпретация образа синего моря с яркими расписными ладьями, известного нам по различным памятникам народного творчества. Историзм в картине дополнился красотой, восходящей к народному искусству, и это выразилось прежде всего в стилизованной манере письма. Декоративизм, интенсивность цвета, упрощенность рисунка оказались здесь необходимыми для передачи особенного поэтического колорита отдаленной эпохи. На связь картины с народным искусством указывалось и в каталоге персональной выставки художника в 1903 году, где это произведение было названо «Заморские гости. Народная картинка».
Рерих при работе над «Заморскими гостями», естественно, опирался на традиции В.Васнецова. Однако он значительно смелее, чем Васнецов, использовал элементы стиля народного искусства, и это открыло перед ним богатейшие возможности для создания новых эстетических ценностей. Художник проявил уже в этой ранней картине удивительный дар воскрешать родную старину в том свете, в каком она живет в течение многих: веков в сознании народа. Тем самым он смог глубоко затронуть чувства и воображение зрителей. Это высокохудожественное произведение характеризует Рериха как зрелого, крупного мастера. В его великом наследии оно принадлежит к числу лучших творений. В свое время «Заморские гости» вместе с «Идолами» получили высокую оценку современников. Кормон ставил эти работы в пример своим ученикам и не раз говорил Рериху: «...а вы идете своим путем. Мы у вас будем учиться». По заказам коллекционеров было выполнено несколько повторений того и другого произведения.
Помимо двух вариантов «Идолов» и «Заморских гостей», Рерих в Париже начинает картины «Предательница», «Древнерусский город», разрабатывает эскизы к двум большим панно «Княжая охота». Возникают новые замыслы, один сменяет другой, и все они связаны с древней Русью, с думами о родине. «Из новых моих сюжетов сообщу тебе следующие, - пишет он Е.И.Шапошниковой:
1. «Облачные девы» - облачные нимфы славянских поверий в диком хороводе несутся облачными формами по грозовому небу.
2. «Ярило»-перед восходом над лесом брызнул высокий столб света, и в нем неясными очертаниями славяне видят Ярило.
3. «Скифы» в засаде в степи, наготове ждут врага, лошади лежат.
4. Татары пируют на телах русских при Калке (одно место из Игоря - половецкие мотивы)».
Но большим творческим планам сопутствует острая тоска по России. Письма Рериха к Елене Ивановне пронизаны мечтой о скорейшем возвращении, о продолжении работы у себя на родине. И летом 1901 года художник покидает Францию.

  продолжение...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа


  Рекомендуем посетить сайты:

  » 

"Все мои картины, прежде чем быть запечатлеными на полотне, прошли сквозь моё воображение. Их содержание и форма показывает характер полетов мысли. Мысль человека воплощается в картине в видимые формы. Это и есть процесс боготворчества." (Н.К.Рерих)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100